ПРОГРАММА дополнительного образования в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №408 г. Челябинска»


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «ДС № 408 г. Челябинска»
_____________________ Н.И. Юсупова



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МАДОУ «ДС № 408 г. ЧЕЛЯБИНСКА»



Паспорт образовательной программы дополнительного образования ДОУ

Наименование программы
Дополнительная образовательная программа
Направленность ДОП
Дошкольное образование
Возраст воспитанников
От 2-7 лет
Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются
Дополнительная образовательная программа является нормативным документом, регламентирующим содержание образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с:
-     Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-   Концепцией развития дополнительного образования детей. Утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.;
-       Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1080 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ";
-         Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12. 2006г. №06- 1844);
-       Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Аннотация содержания ДОП
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования (далее по тексту Программа) - стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности дошкольников.
В Программе содержится материал для организации дополнительного образования в группах МАДОУ «ДС № 408»
Реализация Программы осуществляется за рамками основной образовательной программы на бесплатной и платной основе в форме кружковой, секционной работы. Реализация Программы предусматривает исполнение нескольких дополнительных общеразвивающих программ по следующим направлениям:
Программы художественной направленности
 - Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной  деятельности "Лабиринт"
-Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Топ-хлоп"
Программы физкультурно-спортивной направленности
-Дополнительная общеразвивающая программа "Детский фитнес"
Программы социально-педагогической направленности Дополнительная общеразвивающая программа ителектуального развития детей  "Почемучки"
-Дополнительная общеразвивающая программа "Здравствуй, малыш!"
- Дополнительная общеразвивающая программа «Легоконструирование»
-  Дополнительная общеразвивающая программа по коррекции речи





Содержание



Паспорт программы
2
1
Целевой раздел
5
1.1
Пояснительная записка
5
1.2
Цели и задачи реализации Программы
5
1.3
Принципы и подходы к реализации программы
6
1.4
Характеристики для разработки и реализации программы
8
1.5
Планируемые результаты освоения Программы
9
1.6
Ожидаемые результаты
9
2
Содержательный раздел

2.1
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями ДОП и с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данной программы
11
2.2
Взаимодействия с семьями воспитанников
11
3
Организационный раздел

3.1
Модель организационно-воспитательного процесса
13
3.2.
Методы, приемы и формирование организационно-воспитательного процесса
13
3.3.
Условия реализации программы
14
3.3.1.
Методическое обеспечение
14
3.3.2.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
14
3.3.3.
Организационное обеспечение
15
3.4
Перспектива развития ДО
15
3.5
Модель организации платных образовательных услуг
15

Приложения (расписание, программы по направленям)





1.      Целевой раздел

1.1.   Пояснительная записка

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и получении дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребёнком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет "стандарт" освоения предмета или направления деятельности.
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей). Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, организуемых в дошкольном учреждении.

1.2.   Цель Программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей воспитанников и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах детской деятельности;
создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения: ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель;
развивать творческие способности у дошкольников через занятия в кружках;
укреплять здоровье дошкольников;
развивать интерес и любовь к художественному слову дошкольников через совершенствование разнообразных форм устной речи;
удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам;
совершенствовать управление в организации дополнительных образовательных услуг.
Функции дополнительного образования:
- функция социализации, которая состоит в том, что она направлена на создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учетом ее возможностей, развитие сущности сил ребенка, формирование в нем человека, способного к социальному творчеству; обеспечение условий для самовыражения и самоопределения; оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
- развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в ДОУ на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социальной защиты и адаптации, профориетационную). Ее реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них связана с развитием и саморазвитием детей.
- социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы ее реализации в структуре дошкольной организации. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При организации дополнительного образования детей в ДОУ опирается на следующие приоритетные принципы.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний".
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-родитель) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными людьми и т.п.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
В основе формирования Программы лежит системно-деятельностной подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения воспитательно- образовательных целей и путей их достижений;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Реализация дополнительной общеобразовательной Программы предусматривает исполнение нескольких дополнительных общеразвивающих программ по следующим направлениям.
Программы художественной направленности
 - Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной  деятельности "Лабиринт"
-Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Топ-хлоп"
Программы физкультурно-спортивной направленности
-Дополнительная общеразвивающая программа "Детский фитнес"
Программы социально-педагогической направленности
- Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуального развития детей "Почемучки"
-Дополнительная общеразвивающая программа "Здравствуй, малыш!"
- Дополнительная общеразвивающая программа «Легоконструирование»
-Дополнительная общеразвивающая программа по коррекции речи
Структурной особенностью программ является блочно-тематическое планирование.
Каждый блок представлен работой определенных тем. Планируя работу, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.
Содержание программ конкретизируют содержание образовательной программы, являются средством оптимального достижения целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса.
Содержание программ базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям.
Все темы занятий кружков, входящие в Программу, подобраны по принципу  нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть Программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

Программы художественной направленности: ориентированы на развитие общей и эстетической культуры воспитанников, художественных способностей и склонностей в выбранных видах искусства. Художественные программы отдельных направлений в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей, а также могут служить средством развития одаренных детей.
Адресность программы: предназначена для обучения дошкольников. Целью работы кружков художественной направленности является развитие творческих способностей воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, эмоциональной отзывчивости, обучение детей музыкальной грамоте, развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Программы физкультурно-спортивной направленности: ориентирована на воспитание         и          привитие       навыков физической           культуры воспитанников и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с детьми предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности воспитанников с соблюдением гигиенических норм и правил;
-   формирование ответственного отношения к ведению честной игры, победе и проигрышу;
-организация межличностного взаимодействия дошкольников на принципах успеха;
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
-оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Целесообразность работы физкультурно-спортивной направленности продиктована снижением двигательной активности дошкольников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии. Реализация программ способствует формированию у детей мотивации в  организации здорового образа жизни.
         
Программы социально-педагогической направленности: способствуют реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребенка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач объединений социально-педагогической направленности. Это особенно актуально для накопления опыта проживания в социальной системе.
Каждая из программ - это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учетом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программы раскрывают структуру организации, последовательность осуществления, информированное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и решению задач дополнительного образования.
Все программы по направлениям представлены в приложении.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают родители как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
В ДОУ существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках, студиях по интересам.

1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
-   не подлежат непосредственной оценке;
-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
-   не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
-      не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованием образовательной деятельности и подготовки детей;
-   не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном  процессе или имеющих особые образовательные потребности.

1.6. Ожидаемые результаты.
Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья дошкольников, улучшение физического развития.
Развитие творческих способностей.
Создание положительного эмоционального фона во время занятий с детьми. Воспитание любви к русской культуре; культуре края, где живешь.
Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей. Овладение техникой изготовления изделий.
Создать предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания. Обогащение словаря детей.
Оценка и анализ работ.
Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу  выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность  работы педагога и возможности детей. Итогом подведения Программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как в ДОУ, так и на городских мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный период.
Показатели сформированности умений
1.    Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.
2.    Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполнено.
3.    Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.
4.    Быстрота - скорость выполнения работы.
Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей. При отборе детских работ на выставку учитываются:
1.Оригинальность сюжета, коллекции, цветового  решения, разработанность деталей.
2.    Самостоятельность выполнения работы.
3.    Высокая степень воображения.
4.    Аккуратность выполнения работы.
5.    Грамотность при выполнении работы, соблюдение технологии.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в городских и региональных конкурса и вставках; выступление на родительских собраниях.
Контроль.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками Программы применяются следующие виды контроля:
·         текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
·         тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;
·         итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль качества результатов освоения Программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Учет достижений детей осуществляется руководителем кружка, секции, студии, проводящим занятия в группе и методистом.
Основными формами учета достижений являются:
-                   качественная оценка уровня информированности и сформированности умений и навыков;
-                   проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в форме предметных репродуктивных и творческих игр, эстафет и соревнований.
-                   выставки работ детей;
-                   открытые занятия для родителей.
В целях обеспечения гарантий прав обучающихся на получение дополнительного образования в процессе реализации Программы осуществляется система мер по профилактике не усвоения материала, состоящая в диагностике и коррекция пробелов в знаниях и сформированности умений и навыков.
Процесс диагностики и коррекции пробелов в знаниях и сформированности умений и навыков включает индивидуальные занятия, разработке рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ.


2.      Содержательный раздел

2.1.          Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями ДОП и с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данной программы
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (законных представителей) на основе договора.
Реализация дополнительного образования недопустима за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Периодичность и продолжительность определена действующим Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной образовательной программы МАДОУ для воспитанников дошкольного возраста в форме кружковой, секционной, студийной работы.
Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании программ по направлениям, расписания занятий, договоров родителей.
Содержание дополнительного образования направлено на:
-   создание условий для развития личности,
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
-приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям,
-   профилактику асоциального поведения,
-создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур,
-   интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка,
-   укрепление физического и психического здоровья,
-   взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Программы по всем направлениям представлены в приложениях к ДОП

2.2.Взаимодействие с семьей
Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями воспитанников. В этом направлении используются следующие формы работы:
открытый просмотр занятия,
индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей, тематические родительские собрания,
праздники, развлечения, выставки творчества, анкетирование, опрос.
Выбор разделов Программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеразвивающей программы предполагает ознакомление с нормативными документами и содержанием Программы.
Формы ознакомления с образовательной программой дополнительного образования:
-   индивидуальные консультации
-   родительские собрания
-   использование ресурсов официального сайта ДОУ.
Информирование родителей (законных представителей) детей о процессе реализации Программы осуществляется в формах:
-   индивидуальные собеседования и консультации
-   общие родительские собрания
-   ежегодные публичные отчеты  заведующего ДОУ.
Прекращение реализации Программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:
-   признание родителями (законных представителей) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоение детьми образовательной программы дополнительного образования;
-   нежелания воспитанником осваивать Программу;
-   неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;
-   противопоказания по состоянию здоровья.
Освоение ли не освоение ребенком образовательной программы дополнительного образования не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем.




3.   Организационный раздел

3.1.   Модель организационно-воспитательного процесса
Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого- педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня во второй половине дня не затрагивая время занятий регламентированной деятельности по Основной образовательной программе ДОУ; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов. Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:
-   интересы детей к выбору кружка, секции
-   добровольность выбора их детьми
-   возрастные особенности детей
-   решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДОУ
-   создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности
-   нормы нагрузки на ребенка.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Примерное время в режиме дня для организации и проведения занятий в кружках по дополнительному образованию:
Возраст
Примерное время начала занятий
Продолжительность (мин.)
4-5 лет
16-30
20
5-6 лет
16-30
25
6-7 лет
17-00
30

3.2. Методы, приемы, формы воспитательно-образовательного процесса Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении нового материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью приемов: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.
Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельному решению проблемы.
Методы воспитания- методы стимулирования и мотивации: создание мотивации успеха. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя материальное поощрение (в форме призов), морадьное (словесное, вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высоко качества образовательного процесса и эффективному освоению воспитанниками программы.
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия, творческая мастерская, экскурсии, конкурсы, выставки, концерты, спортивные соревноваия, спартакиады, коллекционирование, презентации.

3.3. Условия реализации Программы
Условия для занятий кружков и секций, студий:
1.         Проходят в оборудованном помещении.
2.         Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой и спортивной деятельности детей.
3.         Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации деятельности детей, расширения об окружающем.
4.         Изготовление атрибутов к разным видам театров, игр для подготовки руки к работе, расслаблении, укрепления мелких мышц руки.
5.         Составление фонотеки - подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
6.         Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы  кружков и секций.
7.         Непрерывность, т.е. последовательность цепи образовательных задач на протяжении всего процесса овладения творческими и спортивными умениями и навыками.
В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, экспериментирование помогают детям творчески реализоваться.
Основными формами реализации Программы являются:
фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно- ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми); занятия-инсценировки; игры; игры-тренировки; соревновательно-развивающие; занятия-путешествия; обыгрывание ситуаций; экскурсии, походы; экспериментальная деятельность; эколого- исследовательская деятельность; творческая мастерская; создание коллекций; презентации.
3.3.1.Методическое обеспечение
Реализация Программы предполагает использование учебно-методического комплекса, позволяющего достигать уровня образовательной подготовки воспитанников, предусмотренного требованиями образовательных стандартов.  Учебно-методический комплекс включает разноуровневые дидактические материалы, позволяющие дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учетом особенности личности детей. Входящие в состав методического комплекса электронные образовательные ресурсы и программно-технологические комплексы обеспечивают возможность обогащения содержания образования воспитанников с использованием ИКТ.
1.    Наличие утвержденной Программы.
2.    Дополнительные общеразвивающие программы.
3.    Наглядные пособия, образцы изделий.
4.    Специальная литература.
5.    Диагностический инструментарий.
Руководители кружков пользуются учебным материалом методических пособий (пособия представлены в программах в приложении)
3.3.2. Материально-техническое и дидактическое обеспечение
Логопедические кабинеты, музыкальный зал, кабинет психолога. Оборудование (комплект мебели).
Наглядные пособия
Дидактический материал (рисунки, эскизы, схемы, раздаточный материал, альбомы, спортивный инвентарь)
Подборка информационной и справочной литературы. Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка)
Иллюстрации, образцы работ, схемы, сценарии постановок, стихи, загадки, видео материалы и т.п.
3.3.3.Организационное обеспечение
Необходимый контингент воспитанников
Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, старшего воспитателя)
Соответствующее требованиям расписание занятий.
 Родительская помощь.

3.4. Перспектива развития дополнительного образования
Расширение деятельности кружков. Привлечение специалистов высокого профессионального мастерства с целью совершенствования системы дополнительного образования. Расширение материально-технической базы. Интеграция дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс.
          3.5. Модель организации
1 этап - подготовительный:
-   изучение нормативно-правовой базы для успешного функционирования ДОУ анализ внешних условий и внутренних ресурсов деятельности ДОУ
-   диагностирование детей старшего дошкольного возраста
-   изучение запросов и пожеланий родителей
-   обновление нормативно-правовой базы для кружковой работы в ДОУ (приказы, положения)
-   организация рекламного блока для родителей
-   организация соответствующей  развивающей предметно-пространственной среды
-   оформление соответствующей документации руководителями кружков
2   этап - моделирование системы:
-   совершенствование материально-технических условий в ДОУ
-   обеспечение методического сопровождения
-   составление перспективных планов работы кружков
-   сотрудничество с общественными организациями и учреждениями
-   проведение  внутрисадового контроля по данной теме
-   создание "банка идей" по данной теме в методическом кабинете ДОУ
3   этап - совершенствование творческого самовыражения:
-   участие в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах и т.д.
-   обобщение, распространение педагогического опыта
-   проведение Дня открытых дверей для родителей
-   отчеты руководителей кружков на педагогических советах ДОУ
-   анализ и изучение результатов деятельности работы кружков

Литература

Л.В.Крайнова, статья "Кружковая работа в ДОУ", журнал "Управление дошкольным образованием", №8-2007г.;
Г.С.Пахоменко "Практика оказания платных образовательных услуг", журнал "Управление дошкольным образованием", №7-2010г.; А.В.Шеремметьева, статья "Дополнительное образование в ДОУ", журнал "Управление дошкольным образованием", № 5-2008г.; В.Ф.Березина Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие _М: АНО "Диалог культур", 2007г. 512с.
С.А.Езопова "Менеджмент в дошкольном образовании": Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений-М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 320с.
С.С.Лебедева, Л.М.Маневцова "Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СП6.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010г.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федкрации"
М.Н.Терещук "Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 ле"/ журнал "Воспитатель ДОУ" 2010г., № 8 стр. 69.



Комментариев нет:

Отправить комментарий